Ветеран уголовно-исполнительной системы Владимир Туманов дал интервью газете «Калужские Губернские Ведомости»

11.03.2022

На Северном Кавказе бойцы спецназа противостояли хорошо вооруженным и обученным боевикам и террористам. В сложной обстановке, с риском для жизни, наши парни четко и слаженно выполняли все приказы командования. В подразделении сложилась добрая традиция – с любых заданий возвращаться в полном составе. Того же ветераны желают новым поколениям спецназа.
Колебаний и отказов не было
К концу 1994 года отряд специального назначения «Гром» службы по исправительным делам и социальной реабилитации УВД Калужской области представлял собой сформированное и практически полностью укомплектованное подразделение. Большая часть личного состава отряда прошла через тревожные московские командировки 1993 года.
Направление в район боевых действий в Чеченской Республике не стало для командования и личного состава какой-то неожиданностью. Все уже знали о сложной внутриполитической ситуации на Северном Кавказе и прекрасно понимали, что без нас там не обойдется. Поэтому, когда поступил приказ группе из десяти сотрудников выехать в Чечню, никаких колебаний и отказов не было.
Никто из нас, прошедших так называемые первую и вторую чеченские войны, тогда не мог даже представить себе, что придется испытать. Тем более что это затянется на долгие девятнадцать лет.
Грозный, декабрь 1994 – январь 1995 года
В составе сводного отряда спецназа ГУИН России калужане вылетели в Чечню 30 декабря 1994 года. В Моздоке все отряды были довооружены боеприпасами и одноразовыми ручными гранатометами «Муха». Причем выдавалось все без особого учета – бери, сколько унесешь. Стало ясно, что ситуация складывается непростая.
31 декабря колонной пошли в Грозный. На северной окраине города остановились для уточнения предстоящих задач. Бой в чеченской столице уже был в самом разгаре, слышались стрельба из стрелковых видов оружия и канонада от более серьезных стволов.
Первого января 1995 года передовая группа, в которую вошли пять бойцов «Грома», выдвинулась в Грозный. Ей поставили задачу – вслед за боевыми группами разведки провести зачистку обозначенного района от бандформирований.
На десяти бронетранспортерах мы двигались по улице Маяковского. В неразберихе разведбат куда-то пропал, но группа продолжила движение. Свернули на улицу Лермонтова, на параллельной ей Первомайской скопились боевики. Как только наша колонна полностью втянулась на улицу, боевики открыли плотный автоматно-пулеметный и снайперский огонь.
Несмотря на это, группам спецназа удалось завладеть ключевыми позициями – перекрестками в районе улиц Лермонтова и Первомайской – и ответным огнем подавить огневые точки боевиков. Впоследствии на этих позициях наши бойцы организовали блокпосты. Бой был очень жестким, «духи» не жалели боеприпасов, а «потерявшийся» разведбат нашелся через четыре часа боя. Они вышли к одному из наших блокпостов, лишившись при этом пятнадцати человек.
Снайперская война
В начале января в Грозном активизировались снайперы боевиков. Для противодействия им были созданы сводные снайперские команды из сотрудников спецназа ГУИН и групп прикрытия полка ВДВ. В одну из таких команд вошел снайпер нашего отряда. Их задачей стало уничтожение снайперов и отдельных групп «духов» в районе республиканской больницы, изобилующем многоэтажными высотными домами.
Группа заняла крышу одной из высоток и приступила к выполнению задания. Боевики неоднократно пытались штурмом взять высотку, обойти ее, сбить наших ребят с крыши гранатометными выстрелами, но добиться результата так и не смогли.
В течение нескольких суток отрезанные от основных сил, при острой нехватке боеприпасов, воды, продуктов питания спецназовцы сдерживали бандитов, не позволяя им соединиться с группами, действовавшими в других районах Грозного. Уничтожали их снайперским огнем, тем самым давая возможность федеральным силам сконцентрироваться на штурме главного оплота противника – президентского дворца.
Мирные жители
Тем временем калужский спецназ выполнял боевые задачи на блокпосту в районе улиц Лермонтова и Первомайской. Однажды промозглой ночью, наполненной звуками взрывов и перестрелок, старшина отряда услышал стоны и тихий плач из развалин дома. Получив добро командира, он вместе с бойцом штурмовой группы отправился выяснять ситуацию.
В развалинах бойцы обнаружили пожилую русскую женщину. Она пряталась за печью, переживая ужасы городского боя. Разорвавшийся снаряд на несколько дней заблокировал бабушку в ее собственном жилище. Из родных рядом никого не осталось. Отчаявшаяся от страха и голода женщина готовилась проститься с жизнью.
Вызволив мирную жительницу, ребята накормили ее и решили отправить подальше от боевых действий. Но та наотрез отказалась уходить из родного дома. Во время следующей командировки в Грозный в мае 1995 года мы нашли эту старушку. Когда она узнала своего спасителя, даже у нас, суровых мужиков, сжались сердца.
После возвращения вся группа спецназа была награждена государственными наградами, кроме того, личному составу было присвоено право ношения крапового берета.
Штурм Грозного – эпизод первой чеченской войны, в ходе которого в декабре 1994 – январе 1995 годов разгорелись ожесточенные бои за чеченскую столицу. Объединенной группировке федеральных войск противостояли около 15 тысяч боевиков, вооруженных стрелковым оружием, бронетехникой, артиллерией и минометами, реактивными системами залпового огня. Атаковали город с четырех сторон. Тяжелые двухмесячные бои завершились взятием города.
Чечня, март - апрель 1996 года
В начале марта группа отдела специального назначения «Гром» была направлена в западную часть Чечни. Калужан включили в сводный отряд, состоящий из бойцов ГУИН и СОБРов нескольких областей. Первой задачей стало уничтожение многочисленной бандгруппы в городе Серноводске.
Штурмовая операция началась в пять часов утра. В ней участвовали двенадцать штурмовых групп, состоящих из подразделений спецназа и внутренних войск при поддержке бронетехники. Каждой группе была поставлена задача по зачистке одной из улиц города. Нам досталась центральная, которая выходила к мечети мимо частных домов.
Город был пуст, местные жители покинули его накануне. Но на окраине навстречу нам вышел старик, на пиджаке которого красовалась внушительная колодка боевых орденов и медалей. Он сказал, что бандиты собираются встретить нас в центре. Так и вышло. При подходе к мечети группа была атакована с нескольких огневых точек. Работали два пулемета, а с верхнего яруса мечети начал стрельбу снайпер.
Укрывшись во дворах, мы ответили огнем из стрелкового оружия и подствольных гранатометов. Положение было непростое, боевики работали с заранее подготовленных и пристрелянных позиций и имели явное тактическое преимущество. Приданная группе «броня» являлась отличной мишенью для гранатометчиков. А в том, что они были, никто не сомневался. Необходимо было срочно что-то предпринять. Командир группы решил задымить участок улицы и орудием БМП подавить огневые точки боевиков. Самой опасной была позиция на мечети, поэтому ее отработали в первую очередь. И не зря! После прицельной очереди из автоматической пушки точка была уничтожена, из окна минарета выпал гранатометчик.
Пока бойцы поливали пулями и гранатами дворы и оконные проемы, БМП несколькими очередями подавила пулеметы на чердаках. Используя дымовую завесу, наш снайпер выдвинулся вперед для разведки дальнейшего маршрута. В отдалении он обнаружил хорошо укрепленные позиции боевиков, которые находились прямо на нашем маршруте.
В огневом мешке
В этот момент в тыл группы вышел взвод внутренних войск с приданным бронетранспортером. Как оказалось, это была штурмовая группа с соседней улицы. Взвод столкнулся с ожесточенным сопротивлением боевиков и вынужден был отойти со своих позиций. Командир - молодой старший лейтенант – получил контузию и без сознания лежал в БТР.
В пылу боя мы не увидели сигнал к отходу из города - осветительную ракету, а по радиосвязи команда не поступила. Позже выяснилось, что наши соседи уже покинули город и отошли от окраин. На их позициях разместились боевики, возникла реальная угроза окружения. В такой ситуации командир принял решение стремительным броском при поддержке двух единиц бронетехники прорываться к окраинам Серноводска. Это была единственная возможность спасти личный состав от уничтожения.
Так и сделали. Основная угроза возникала при прохождении перекрестков - они простреливались с обеих сторон. Чтобы избежать потерь, бронетехника обрабатывала огнем чердачные помещения всех прилегающих к перекресткам домов. Затем единым стремительным рывком в створе между двумя «коробочками» бойцы перебегали перекресток и рассредоточивались.
Тактика принесла результат. Отвечая огнем из всех стволов, обе группы вырвались из города и сразу за окраиной ушли в глубокий сухой арык. По нему и добрались до расположения основных сил штурмового отряда. Потерь не было, лишь один боец внутренних войск получил ранение в ногу.
Всего же за эту командировку спецназовцы «Грома» провела 46 боевых операций.
Дагестан, август - сентябрь 1999 года
В августе 1999 года личный состав отряда подняли по тревоге. В Дагестан вторглись банды Басаева и Хаттаба. Уже на следующий день калужские спецназовцы прибыли в Кадарскую зону - так именовали земли ваххабитского анклава, возникшего на территории Буйнакского района республики. 
Командиру «Грома» был отдан приказ: ранним утром силами своей группы захватить и удержать господствующую высоту между населенными пунктами Кадарской зоны и селом Доргили. В пять часов утра 6 августа бойцы двинулись к цели. Шли по склону с передовым боевым дозором под прикрытием бронетехники, которая заняла позицию у подножия высоты. До точки назначения было примерно пять километров. После первого километра боевой дозор был обстрелян и принял бой. По характеру огня стало понятно, что высоту прикрывает группа боевиков численностью пять-шесть человек со стрелковым оружием.
Командир усилил боевой дозор снайперской парой и пулеметным расчетом и решил обходным маневром зайти во фланг боевикам. Так и сделали. Пока дозор держал боевиков, группа из пяти разведчиков обошла неприятеля по склону. Низкорослые кусты и деревца создавали угрозу напороться на засаду или минные ловушки, но во главе шел заместитель командира «Грома» - опытный спецназовец, в прошлом офицер ВДВ.
В итоге засады не оказалось, а четыре растяжки с гранатами Ф-1 бойцы аккуратно обезвредили. Выйдя во фланг боевиков, разведка поддержала огнем действия усиленного дозора. Перекрестный обстрел вынудил боевиков оставить позиции и покинуть высоту. Закрепившись на вершине, калужане оборудовали позиции и установили заграждения из сигнальных мин.
Позже группа была обстреляна из автоматического гранатомета со стороны Кадарской зоны. Бандиты использовали автомобиль УАЗ с установленным вместо заднего сиденья станковым гранатометом. Но выкопанные по приказу командира окопы позволили избежать потерь и ранений. Пулеметный расчет и снайперская пара быстро подавили огонь боевиков.
Калужский спецназ удерживал высоту до тех пор, пока по очищенному от противника маршруту ему на смену не пришли курские коллеги.
Ваххабитский анклав в Кадарской зоне был ликвидирован в ходе спецоперации федеральных сил 29 августа – 13 сентября 1999 года. Большинство жителей Дагестана были на стороне федеральных властей, вторжение боевиков в республику не было ими поддержано и отбито федеральными войсками и местным ополчением.
Газета "Калужские Губернские Ведомости", Алексей Горюнов

 
 

Поделиться:


Дата последнего обновления: 11.03.2022 10:35

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия